Закупки 44 фз и 223 фз разница
№ 44-ФЗ
Этот закон действует на закупки всех государственных заказчиков. Они должны планировать торги на 3 года вперед, готовить подробные технические задания для каждой закупки, проводить тендер в определенные сроки и вовремя платить поставщикам, выполнившим контракт. Поставщики, согласно закону, должны денежно подтверждать свои намерения участвовать в аукционе и исполнять контракт, а также не срывать сроки поставки товара или услуг.
44-ФЗ устанавливает сроки для каждого этапа закупки и регулирует детали сделки. Закон гарантирует победителю тендера, что с ним будет заключен контракт, а после его исполнения он получит оплату. При этом отступление от правил грозит поставщикам попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков — в течение двух лет они не смогут участвовать в госзакупках. А заказичкам нарушение закона чревато штрафами и отменой уже состоявшихся тендеров.
Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.
№ 223-ФЗ
Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т.д.
223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта.
Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.
Кто заказчики и поставщики?
Заказчики и поставщики по 44-ФЗ
Заказчики — муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица. Организации-поставщики должны соответствовать нескольким требованиям, например, не быть офшором, не проходить процесс банкротства или ликвидации.
Заказчики и поставщики по 223-ФЗ
- Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%,а также «дочки» и «внучки» таких компаний.
- Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или грантов.
- Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение.
- Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.).
В торгах по 223-ФЗ так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.
На каких ЭТП проводят торги?
Заказчики по 44-ФЗ
Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП). Это «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).
Чтобы получить аккредитацию на ЭТП госзаказа, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Регистрация бесплатна и действует три года, нужно только предоставить сканы документов организации и подтвердить регистрацию усиленной квалифицированной электронной подписью.
Заказчики по 223-ФЗ
Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок больше 300, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.
На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.
Каждая ЭТП устанавливает свои требования к сертификатам электронной подписи поставщиков. Чаще всего это квалифицированная электронная подпись с дополнительными расширениями, но может быть и неквалифицированная подпись.
Способы закупок
В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.
Конкурентные закупки
- конкурсы (открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия);
- аукционы (электронные, закрытые);
- запросы предложений;
- запросы ценовых котировок.
С 2019 года почти все конкурентные госзакупки проводятся в электронном виде. Чтобы участвовать в электронных торгах по госзаказу, поставщику нужна квалифицированная электронная подпись.
Неконкурентные закупки
К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика. Они могут проводиться
Способы закупок по 223-ФЗ
В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только два вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.
Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.
Отчетность заказчиков торгов
Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ
Заказчик обязан размещать в ЕИС следующие отчеты:
- Отчет об исполнении контракта;
- Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
- Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ
Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:
- отчет об общей стоимости заключенных договоров;
- отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
- отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
- отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;
Обеспечение исполнения обязательств по контракту
Федеральный закон 44-ФЗ
С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта. Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦК.
Как именно предоставить обеспечение, решает сам поставщик. Он может внести деньги на счет заказчика, на спецсчет в банке или предоставить банковскую гарантию. В последнем случае гарантия должна быть выдана банком, из списка одобренных Минфином банков, и внесена в реестр банковских гарантий.
Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО требования к обеспечению контракта мягче. Раззмер обеспечения рассчитывают от итогой цены контракта, а не НМЦК. А поставщикам, которые подтвердят опыт исполнения контрактов (за последние 3 года), можно совсем не предоставлять обеспечение. Главное — сумма предоставленных контрактов должна быть не меньше НМЦК текущего контракта.
Если обеспечение предоставить деньгами, то заказчик вернет его в течение 30 календарных дней с исполнения контракта (в течение 15 дней — для СМП и СОНКО). Если договор исполнялся поэтапно, то и обеспечение вернут по частям — после завершения каждого этапа.
Федеральный закон 223-ФЗ
Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Требуется ли оно, в каком объеме предоставляется — все эти условия прописаны в документации закупки.
Расторжение контракта и возможность внести изменения
Федеральный закон 44-ФЗ
Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. Исключение — строительные закупки, в них можно изменить объем и срок работ не более чем на 30%.
Если в проекте контракта есть ошибки, то поставщик и заказчик могут составить протокол разногласий.
Федеральный закон 223-ФЗ
Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.
Обжалование действий заказчика
Федеральный закон 44-ФЗ
Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:
- В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС. Сделать это нужно не позже 5 рабочих дней со даты размещения в ЕИС протокола о рассмотрении заявок.
- Затем ФАС публикует на своем сайте жалобу в течение 2-х рабочих дней. Найти жалобу можно по наименованию или номеру закупки, заказчику, участнику или номеру жалобы.
- Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.
В 2018 году ФАС признала обоснованными 30% всех жалоб (по данным мониторинга Минфина РФ за 2018 год).
Федеральный закон 223-ФЗ
Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.

Можно предварительно ознакомиться с жалобами на конкретного заказчика (по поиску в реестре жалоб на сайте (zakupki.gov.ru). Это поможет оценить риски от работы с ним.